В ноябре 1929 года в Воронеже состоялся первый суд над федоровцами - 36 человек обвинялись в антисоветской агитации, монархическом заговоре и поджогах. Однако, судя по речам защиты, половина из подсудимых федоровцами не являлись, а были просто деревенскими хулиганами, чье пьяное баловство было пришито к делу настоящих федоровцев для обвинения в терроризме. Так или иначе, 16 человек было приговорено к расстрелу, остальные посажены.


Колесников Козьма Никифорович
Колесникова Василиса Евсеевна
Аторкин Степан Кириллович
Запоганенко Вениамин Феоктистович
Дорошенко Федор Тихонович
Каменев Александр Иванович
Подлипаев Терентий Кузьмич
Арепьев Алексей Лукьянович
Пархоменко Иван Ефимович
Пархоменко Дмитрий Cергеевич
Пархоменко Семен Несторович
Пархоменко Николай Николаевич
Плотников Иван Андреевич
Наумов Василий Михаилович
Тоцкий Никифор Егорович
Чуев Сергей Иванович
Масютин Семен Петрович
Тютерев Павел Андреевич
Кандыба Иван Андреевич
группа подсудимых
О большинстве подсудимых-федоровцев мало что известно, остались только некоторые имена.
Известно, что лидерами толка были Митро Пархоменко и Федор Дорошенко, активными участниками - Козьма Колесников, Степан Аторкин и Никифор Тоцкий. Сергей Чуев и Вениамин Запоганенко были священниками "тихоновского" направления, присоединившиеся к федоровцам.
Местная газета "Коммуна" в течение двух недель печатала подробные репортажи с процесса.



Митро ПархоменкоМИТРО ПАРХОМЕНКО

Первым допрашивается Дмитрий Сергеевич Пархоменко (Митро). Кто следил за федоровщиной в последние годы, тот знает, что Митро долгое время был центральной фигурой федоровского движения, своеобразным патриархом федоровского контрреволюционного племени. В прошлом - крупный кулак. Владелец сотни десятин купленной земли. Широко практиковал аренду. На весь Калитвянский район известен, как беспощадный эксплоататор бедноты.
Октябрьская революция "подрезала крылья" Дмитрию Пархоменко, отобрала у него "собственную землю", оставила ему трудовой надел и только. И Пархоменко становится заклятым врагом революции. Принимает активное участие в кулацкой банде Колесникова. После разгрома колесниковщины умело заметает следы, исчезает из поля зрения, ускользает от кары. Братья Дмитрия - одни из руководителей кулацкого восстания - расстреляны. Дмитрий уцелел. Появился снова примерно в 1925 г. Теперь уже не как открытый бандит, обвешанный патронами шашками и кинжалами, а как "пророк", "спаситель", "благовестник", обвешанный крестами и отпустивший волосы, выработовший новые методы контрреволюционной работы. Пархоменко выработал свой собственный метод страховки от случайного выбалтывания:
- Об этом знает отец мой небесный.
"Отец небесный" - удобная ширмочка. За ней можно скрыть все, что угодно. Для людей темных - это даже выигрышная ширмочка. - Вот, мол, он какой, Митро Пархоменко! С ним отец небесный запросто разговаривает о всякой всячине и услужливо делает для него всякую всячину. Пархоменко виновным себя ни в чем не признает.
- Скажите, вы будете отвечать на вопросы суда?
- Если отец небесный разрешит, я буду отвечать.
- То есть, как это?
- Отец небесный во мне, а я в нем... Подскажет мне ответ, я отвечу, не подскажет, значит мой отец небесный не велит отвечать.

Пархоменко тонко ведет свою роль. Если на минуту погасить электрические лампы, убрать радиопередатчик - можно было бы подумать, что перед вами сектант времен никоновского раскола, отпрыск протопопа Аввакума.
Ясно, что перед судом стоит главарь федоровской секты, что он создал ту дисциплину, которая до сих пор не позволяет проникнуть в суть федоровщины, которая до сих пор держит очень многих федоровцев в своих железных лапах. Ясно, что перед судом стоит человек, создавший вокруг своих последователей густую сеть шпионажа, террора, который смог создать террористическую группу и при ее помощи пытался сорвать мероприятия советской власти.
Когда Пархоменко вопросами прокурора и общественных обвинителей был разоблачен до конца, он пытался уверить, что ему сейчас 415 лет, что отец небесный подсказывает ему необходимость попрыгать сейчас на палочке, что он не знает, что такое трактор, колхоз, кулак, середняк и что его землянка имела 100 верст в длину.


ГЛАВАРИ СЕКТЫ НЕ УНИМАЮТСЯ
подсудимые закрываются от фотографа - кстати, их балахоны до сих пор есть в воронежском музее
Четвертый день процеса начался новой демонстрацией федоровской верхушки. Все главари явились в судебный зал не в белых рубахах и штанах, как до сих пор, а в серых - пепельных, на которых в том же порядке, как и раньше, были нашиты кресты. С первой же минуты закрыли голову капюшонами коричневых свиток. Выглядят совсем как ку-клус-клановцы.
Суд вызывает для допроса обвиняемого Николая Николаевича Пархоменко, но он плотно закрывает лицо капюшоном и полой свитки, говорит замогильным голосом. Ни одного ответа не разобрать. Когда зажигают юпитеры, Н.Н.Пархоменко падает на колени, протяжно стонет, отвечать отказывается.
- Н.Н.Пархоменко, откроете-ли вы лицо и будете-ли давать ответы?
Ответа нет. Суд отказывается от допроса Н.Н.Пархоменко и вызывает
П.С.Пархоменко. Повторяется та же история. Тот же надвинутый капюшон, так же приподнятая пола свитки, закрывающая лицо.
- Будете отвечать суду?
П.С.Пархоменко молчит и падает на колени. Представитель обвинения тов.Реутский возбуждает тогда перед судом ходатайство о том, чтобы суд обязал всех вожаков федоровщины снять свитки и давать показания без верхней одежды. Свое ходатайство обвинитель мотивировал тем, что суд и стороны должны не только слушать показания вызванных на судебное заседание, но и изучать говорящих, изучать каждый жест, каждое движение. В данном процессе, где добрый десяток обвиняемых разыгрывает ненормальных людей, где десяток обвиняемых, над которыми тяготеют важнейшие преступления "валяют ваньку" - наблюдение за их состоянием и поведением особенно важно, имеет исключительное значение.


ДОПРОС ПЕРВОГО СВИДЕТЕЛЯ

Первой допрашивается свидетельница Волошина. Она рассказывает, что с 1927 года федоровцы вели усиленную агитацию именно в Таловском районе. Здесь они рассказывали крестьянам разные небылицы о советской власти, называли эту власть властью антихриста, предсказывали близкое пришествие всадников во главе с архангелом Михаилом и неизбежность Варфоломеевской ночи. Особенной интенсивности агитация федоровцев достигла в 1928 г., когда начались работы по формированию Кантемиро-Таловской тракторной колонны.
Всем, изъявлявшим желание вступить в посевные товарищества, федоровцы грозили жестокой расправой. Активисты ложились спать одетыми. Федоровцы разогнали школу в Талах. Ввели тайное военное обучение молодежи. Саботировали каждое начинание советской власти. Сокращали посевную площадь. Когда стали прибывать первые тракторы для Таловской тракторной колонны и когда оформились первые посевные товарищества, таловские федоровцы устроили демонстрацию, во время которой распевали царский гимн. Всем, отказавшимся от вступления в посевные товарищества, обещали "божью помощь".
Усиленно подкупали бедноту. Примерно в это же время федоровцы начали применять новый метод вербовки членов в организацию, особенно из среды молодежи. Подкупая молодых женщин и девушек, федоровцы через них вовлекали в организацию молодежь, используя все меры для вовлечения комсомольцев. Сами на собрания не ходили. Отговаривали бедноту. Запугивали активистов.
подсудимый СибиркоВ показаниях Волошиной особого внимания заслуживает рассказ о том, как таловские вожаки федоровщины вели работу по подрыву военной мощи Советского Союза. Незадолго до конфликта на Восточно-китайской жел. дор. федоровцы начали усиленную агитацию за то, чтобы подготовить молодежь против защиты Советского Союза. Федоровцы говорят, что они пойдут в Красную Армию, будут в ней служить, но при том условии, если им разрешат носить кресты (по-видимому, нашитыми на одежду), оружие в руки возьмут, но воевать не будут. Короче: федоровцы ведут агитацию за то, чтобы их последователи внутри Красной армии дезорганизовывали работу, разрушали дисциплину и подрывали военную мощь Советского Союза.
В дальнейших своих показаниях Волошина подтвердила все ранее дававшиеся на суде показания о том, что федоровцы всячески срывали хлебозаготовки, агитировали против самообложения, называли облигации займа антихристовыми документами, разрушали кооперативную сеть, разваливали школу, дезорганизовывали работу изб-читален и красных уголков, запугивали крестьян близким пришествием белых всадников и терроризировали активистов поджогами, нападениями и т.д.


ПОЛКОФИН - ЖЕРТВА ФЕДОРОВЩИНЫ

Следующий свидетель Ф.П.Полкофин является жертвой федоровщины. Пожаром у него уничтожено имущество. Полкофин рассказывает, что с развитием федоровщины в Н.Калитвянском районе, в Новой Калитве резко увеличилось число поджогов, при чем горело имущество либо советских активистов, либо людей не желавших итти к федоровцам, либо людей, вышедших из этой организации. В Новой Калитве говорили, что поджоги эти устраиваются федоровцами и что главарями поджигателей являются Григорий Лосевский и Андрей Пархоменко. Почему подожжено имущество самого Полкофина, он не знает, но припоминает, что федоровец И.Ф.Ткаченко усиленно "обхаживал" жену и тетку Полкофина, а через них пытался вовлечь в секту и его самого. Пожар случился после того, как Полкофин решительно отказался от каких бы то ни было разговоров о федоровцах и запретил жене и теще иметь общение с федоровцами.
Полкофин сообщает чрезвычайно характерный факт. За прошлый год в Новой Калитве было до 80 пожаров, но ни одного из них не было в будни: либо под праздник, либо в праздник, когда вожаки федоровщины находились в церкви и когда все они ожидали "огня незримого".


"БОГОРОДИЦА" МАРИЯ ПАРХОМЕНКО

14 ноября областной суд закончил допрос свидетелей. Анна Пархоменко, являющаяся какой-то родственницей Дмитрия Пархоменко, совершенно неожиданно заявляет, что настоящим руководителем федоровской организации является не Митро, а мать его Мария, называвшаяся среди федоровцев "богородицей". Марию Пархоменко свидетельница знает давно, аттестует ее как чрезвычайно умную, но мстительную и жестокую женщину. Когда закончилось калитвянское кулацкое восстание и по постановлению революционной тройки были расстреляны ее сыновья, а имущество сожжено, Мария пархоменко дала обещание отомстить советской власти.
Тогда-то и началась подготовка к построению антисоветской организации. Через двор Пархоменко по очереди проходит много различных авантюристов. Из двора Парохменко выходят все те слухи, которые распространялись по бывшему Богучарскому уезду, а потом - Россошанскому округу. Отсюда идут первые слухи о царских дочках, скрывающихся в селах Богучарщины.


АТОРКИН РАЗЫГРЫВАЕТ ЮРОДИВОГО

Следующий свидетель Астрецкий нашел верные характеристики для крупнейших фигур федоровщины. Он отлично помнит, что Аторкин, разыгрывающий сейчас юродивого, во времена немецкой оккупации учавствовал в расстреле красноармейцев, что Аторкин считался умнейшим человеком в Криничной.
- Да посудите сами, - восклицает свидетель, - я кузнец. Как-то мне пришлось принимать заказ от Аторкина. Это было незадолго до ареста федоровского вожака. Я запросил за работу 36 рублей. Цену назначил я с большим запросом. Аторкин воскликнул: "Ты что же такую цену назначаешь? Вся работа стоит 6 рублей. Вот тебе расчет"... И Аторкин с большой хозяйственной сметкой произвел переоценку тех работ, которые я должен был произвести. Признаюсь, - заявляет свидетель, - что расчеты Аторкина были так неожиданны для меня, что я, старый кузнец, запомнил их до сих пор.


ВТОРОЙ ДЕНЬ ПРОЦЕССА

Попрежнему бросается в глаза основное: по одну стророну федоровская головка, по другую - рядовое федоровство.
Головка беспрерывно демонстрирует. На первое заседание явились в костюмах, введенных в федоровской секте таловским вожаком Ратиевым. Специально для суда ввели "новинку": крест накрест перепоясались наплечными голубыми лентами, сплошь покрытыми небольшими крестами. Садиться не желают. Воротниками свиток, обшитых голубыми и белыми крестами, наглухо закрыли лица. Отвечают на вопросы не сразу. Долго подбирают выражения, обдумывая их всесторонне, стараются сделать так, чтобы ответ был несуразным, диким и нелепым.
Федоровская головка показно юродствует, показно паясничает, пытается сразу убедить суд, что он имеет дело с умалишенными. Сегодня федоровская верхушка села, но не на стулья, а на пол между стульями. Дмитрий Пархоменко пытается объяснить суду, что делается это потому, что
- Отец небесный так хочет. Он в нас, а мы в нем. Без отца небесного мы ничего не можем делать.


подсудимый КабанскийКТО ОН - ПОДСУДИМЫЙ КАБАНСКИЙ?

После Пархоменко суд переходит к допросу Петра Васильевича Кабанского. Это молодой крестьянин, сын кулака, племянник видного федоровца. Одно время Кабанский был комсомольцем. Есть основание предполагать, что в комсомол он проник по указанию федоровцев. Во всяком случае, еще до вступления в комсомол он ходил в Новый Лиман на поклонение Федору Рыбалкину, по дороге встречался с Пархоменко, Аторкиным и другими, получил в Новом Лимане какие-то задания, вел агитацию в пользу федоровцев, рассказывал небылицы про Федора Рыбалкина. Потом он как-то стушевался, стал изображать из себя врага федоровщины, вступил в комсомол, но фактически занимался тем, что разглашал решения комсомольской ячейки, ставил обо всем в известность (через своего дядю) федоровцев, а затем тесно связался с террористической группой федоровцев. Какому-то Ване, находящемуся на Кубани, он писал письма о том, что стал теперь видным бандитом, что он собирает вокруг себя массы, чтобы поставить все вверх дном.
Сейчас на суде Кабанский пытается изобразить дело так, что письмо он писал сам не знает почему и зачем, что вообще он часто фантазирует и что это письмо есть просто литературное произведение, такое же как и частушки, которые он писал для деревенской улицы.


ДОРОШЕНКО И ТИХОНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Следующим допрашивается Федор Дорошенко. Это тот самый Дорошенко, которому сам Федор Рыбалкин передал свою свитку и свой посох, а вместе с ними и руководство федоровской организацией. Однако, Федору Дорошенко руководить организацией было рискованно (слишком тесно связан с высшими церковными кругами) и поэтому он должен был передать главенство в секте Дмитрию Пархоменко. Сам Дорошенко остался в роли связующего звена между организацией и деятелями тихоновской церкви.
В отличие от всех вождей федоровщины Федор Дорошенко явился на суд в обыкновенном костюме, без нашитых крестов.
- Я и в Калитве их никогда не носил.
- Почему?
- Потому, что на это не было благословения отца небесного.

Дело же объясняется гораздо проще: Дорошенко ездил в Воронеж к представителям тихоновской церкви, имел с ними совещание, а поэтому ему нельзя было надевать того костюма, который носили главари федоровщины.
Дорошенко уверяет, что его судят не за контрреволюционную деятельность, а за то, что он любит молиться богу, что он истинно православный человек, что он верует в святую апостольскую церковь и т.д. Дальше Дорошенко уверял суд, что уплатив сельхозналог и страховку он выполнил свои обязанности перед государством, а самообложения, займа и хлебозаготовок он не знает и знать не обязан.
Если предположить, что главари федоровщины распределили между собой роли на суде, то Дорошенко, безусловно, играет роль человека, пытающегося изобразить федоровщину, как воскрешение древнего благочестия, как восстановление православия в апостольском понимании и т.д. Дальше этого он в своих познаниях итти не хочет. Уверяет, что никаких массовых обедов он не видел, что о существовании трехцветного знамени с нашитым лозунгом - боже царя храни - он не слышал, что проповедей о приходе белых всадников во главе с Михаилом не произносилось, что никаких угроз никому не посылалось и что, вообще, федоровцы ничем, кроме молитв, не занимались.


АТОРКИНУ НАЗНАЧЕНА ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПРЕТИЗА

Степан АторкинПосле Дорошенко перед судом предстал Степан Кириллович Аторкин, предводитель наиболее воинственной части федоровщины. Даже здесь, на суде, он пытается держать себя так, как держал в Криничной, Калитве, Лимане и Талах. Аторкин, поднимаясь к юпитру грозно выкрикивает:
- Христос воскрес! Поздравляю вас с христовым воскресеньем!
Дальше Аторкин идет по дороге Дмитрия Пархоменко, валит все на отца небесного, разыгрывает юродивого, уверяет, что ему 457 лет, что родом он из Нового Иерусалима в Палестине, что он очень долго, может быть сотни лет, а может быть три дня, дожидал Пархоменко, что вчера он видел сон и что теперь, слава богу, до глубокой старости он будет жить дома.
Прокуратура и общественное обвинение, чтобы разоблачить Аторкина, возбудили ходатайство перед судом о назначении психиатрической экспертизы. Допрос Аторкина прерван.
Последнем в вечернем заседании 10 ноября допрашивался Тихон Иванович Тоцкий. Это бывший стражник, бывший подпрапорщик царской армии, кулак, участник колесниковского восстания. Свое участие в федоровской секте отрицает, как отрицает в начале допроса какую-либо причастность к колесниковщине. Впрочем, показаниям самого Тихона Тоцкого никто веры не придает, хотя бы уже по одному тому, что он выдает себя за негра (обрыв текста)


СРЫВ КОНТРАКТАЦИИ

Следующий свидетель А.Л.Анищенко из Россоши рассказвал суду о том, как ему приходилось работать в районах по контрактации птицы и яиц для Госторга и как федоровцы всяческими ухищрениями срывали работу по контрактации. Ни на какие собрания сами не являлись, отговаривали от явки хозяев, имевших птицу, угрожали всем, кто законтрактует, что у них птица погибнет от огня незримого.


МАССОВОЕ ПОЕДАНИЕ ЛУКА

Следующим допрашивается свидетель И.Н.Резников. Свидетель имел возможность довольно близко наблюдать федоровцев и свидетельствует, что массовые обеды у них практиковались достаточно часто. На этих обедах велась усиленная обработка рядовых федоровцев, шла вербовка новых членов и т.д. Все обеды строились по одному плану. На первое подавались сладкие пирожки, при чем Федор Пархоменко произносил проповедь о том, что вот так же сладко, как эти пирожки, жилось в царское время. На второе подавали лук и Федор Пархоменко говорил, что так горько, как второе блюдо, живется сейчас при власти антихриста, и что так горько будет житься до тех пор, пока федоровцы не съедят всего лука, т.е. надо понимать до тех пор, пока федоровцы не свергнут советскую власть.


НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ АНГЕЛА И ЧОРТА

Выступивший на утреннем заседании 13 ноября свидетель Т.М.Сереженко, бывший председатель Новокалитвянского сельсовета, рассказал черезвычайно характерную историю.
Когда федоровский центр перекочевал из Нового Лимана в Новую Калитву, не имеющий здесь последователей Дмитрий Пархоменко в первую голову начал действовать через богомольных старушек. Однажды в церкви Пархоменко объявил, что он видел во сне архангела, приказавшего собрать всех для общей молитвы. Перед этим, благодаря стараниям федоровских вожаков, по деревням и селам, имевшим хотя бы единичных последователей Федора Рыбалкина, усиленно распространялись слухи о том, что Дмитий Пархоменко - святой, что он может творить чудеса и что его предсказания сбываются.
Все эти разговоры, связанные с именем Пархоменко, привели к тому, что в назначенный день во двор Дмитрия Пархоменко собралось очень много богомольцев и богомолок. Находившийся здесь Аторкин и какие-то три "богородицы" усиленно разжигали старушачий фанатизм. В самый разгар подготовки к богомолению из землянки Дмитрия Пархоменко, из "Нового Иерусалима", выскочил какой-то человек в белых одеяниях с прикрепленными сзади распущенными страусиными перьями и заявил, что он ангел господний, посланный на землю для того, чтобы привести истинно верующих на пути спасения. Старухи грохнулись на колени, а затем, по приказанию "ангела", отправились на луг для богомолья. На лугу "ангел" исчез, оставив богомольцев с Дмитием Пархоменко. Это был, собственно, первый массовый обед, устроенный федоровцами.
В назначенном месте, на лугу, последователи Пархоменко нашли заранее приготовленную еду, при чем сам Митро обещал несколькими караваями хлеба насытить всех богомольцев, если только эти богомольцы уже достаточно подготовили себя к праведной жизни. Кто-то из богомольцев подал Дмитрию Пархоменко один хлеб, но оказалось, что ни у кого из находившихся вокруг Пархоменко не было ножа, чтобы разрезать хлеб. Пархоменко признес по этому случаю какую-то проповедь, говорил, что если все собравшиеся согласны идти за федоровцами, то хлеб и сам разломится на нужное количество частей, а если среди присутствующих есть грешники, то антихрист не позволит насытится имеющимся хлебом. К концу проповеди из толпы выскочил какой-то высокий черный человек, вымазанный сажей, схватил хлеб и руками разломил его на несколько частей.
Родственница свидетеля, бывшая на этом обеде, рассказывала Сереженко, что появление черного гиганта было так неожиданно, что по первому же приказанию Пархоменко богомолки упали на землю и лежали так до тех пор, пока черный человек не скрылся в овраге и пока Пархоменко не разрешил подняться на ноги. Кто изображал на богомольи у Пархоменко "ангела" и кто "чорта" - Сереженко узнать не удалось, так как богомолки усердно скрывали то, что происходило у Дмитрия Пархоменко.
Случай явления "ангела" и "чорта" в федоровской организации по крайней мере в первой части ее существования был излюбленным приемом одурачивания наиболее темной части деревни.


ЕДИНЫЙ ПУЧОК

федоровец со связками лука - символом горечи бытия Свидетель Сереженко рассказывает, что первое время, примерно конец 25 и почти весь 26 год, федоровцы усиленно изображали из себя религиозную секту. Был даже случай, когда федоровцы организовали в Новой Калитве диспут на тему "Чья вера праведнее" - живоцерковцев, тихоновцев или федоровцев. Из Воронежа на диспут приглашался какой-то епископ-живоцерковник, а из Нового Лимана приезжали монах и псаломщик.
К началу, примерно, 1927 года у федоровцев вводится единообразие одежды, начинается вербовка тайных федоровцев, разворачивается широкая антисоветская агитация, пускаются в ход анонимки, распространяются слухи о близкой Варфоломеевской ночи, на домах федоровцев появляются специальные знаки.
"Пророк" Ратиев из Хутора Соленого ходит по деревням, подпоясанный вязанками лука с посохом и пучком травы. Ратиев рассказывает, что советская власть так же горька, как лук, что ее надо скорее уничтожить и что тогда придет единый пастырь, как вот этот посох, и соберет все народы, как вот этот пучок травы.


КТО УБИЛ УМЫВАЛКИНА?

С очень интересными и ценными показаниями выступил свидетель комсомолец А.Д.Лосевской. Ему приходилось работать по хлебозаготовкам. Установили наблюдение за федоровцами, зная, что они усиленно скрывают хлеб. Знали, что федоровец Ткаченко является бедняком и у него излишков хлеба быть не должно. Однако поступали настойчивые сообщения, что у Ткаченко скрываются чьи-то излишки хлеба. Проверили - нашли около 70 пудов хлеба, указать происхождение которого Ткаченко отказался. Хлеб изъяли. Через некоторое время опять поступают сведения, что у Ткаченко скрываются излишки хлеба. Вновь проверили и вновь нашли около 100 пудов излишков. Изъяли. Через некоторое время опять сведения о хранящихся у Ткаченко чьих-то излишках. Проверили. Опять нашли около 150 пудов.
Свидетель Лосевской очень подробно рассказывает о том, как открытые федоровцы, уверяющие сейчас суд, что ничем кроме молитв они не занимались, осуществляли свои решения по борьбе с советской властью. Верхушка, носившая кресты, занималась агитацией под прикрытием всевозможных евангельских притч, шушуканья, рассказывания небылиц, шарлатанских чудес и т.д. Молодые же федоровцы, освобожденные от обязанности носить кресты, терроризировали население, избивали пионеров, комсомольцев, активистов, устраивали поджоги, стреляли в окна и т.д.
В прошлом году в Новой Калитве был убит Умывалкин. До сих пор убийцы не найдены и самое убийство не разгадано. Есть много оснований предполагать, что он примыкал к федоровской террористической группе. Затем Умывалкин будто бы начал отходить от федоровщины. Порвал связь с Михеенко, сидящим сейчас на скамье подсудимых. И был убит.


ПУТЬ И.С.ПАРХОМЕНКО

Следующий свидетель Колобаев рассказал суду о том, как стал на путь федоровства бывший комсомолец и активист С.И.Пархоменко. Примерно в 25 году отец активиста связался с федоровцами, потребовал от сына разрыва с комсомолом, грозил выгнать из дома, а затем, когда угрозы не подействовали, Пархоменко применил другой метод. Он купил сыну гармошку, стал усиленно заботиться о его костюмах, подсылал к нему "веселых парней", и в конце концов вырвал Пархоменко из комсомола, превратив его в активного федоровского террориста.


СИМУЛЯЦИЯ САМОУБИЙСТВА

Перед началом процесса становится известным, что один из обвиняемых, - Лосевской, - занимающий центральное место в федоровской террористической группе покушался в домзаке на самоубийство.
Собственно, покушение это пахнет симуляцией и произведено оно с тонким расчетом. Фигурировать Лосевскому в центре террористической группы контрреволюционной организации не выигышно, - суд не сулит ему, недавнему комсомольцу, потом руководителю монархических террористов, ничего хорошего.
Лосевской выдумывает тонкий ход: симулирует покушение на самоубийство, наносит пустяковые ранения и этим путем надеется добиться вычленения его дела с тем, чтобы на отдельном разбирательстве доказывать, что он, Лосевской, с федоровцами не связан, что в его преступлениях нет элементов контрреволюции, что его действия являются обычным деревенским хулиганством, которое искусственно "пришито" к федоровскому делу.


ВТОРАЯ ГРУППА ОБВИНЯЕМЫХ

Воскресенье 17 ноября ушло на допрос обвиняемых второй группы - организаторов и исполнителей террористических актов, всех этих поджигателей, хранителей оружия, действовавших в селах, пораженных федоровцами.
Обвиняемые решительно отвергают свою принадлежность к федоровской организации и работу по ее заданиям.
Полеводин, обвиняющийся в хранении оружия и подготовке к обезаруживанию Новокалитвянской милиции, заявляет, что никакой подготовки он не вел и что Лосевской его оговаривает без каких бы то ни было оснований. Полеводин действительно имел обрез и давал его во временное пользование Лосевскому, но для какой цели - не знает.
И.Д.Красюков отрицает участие в каких бы то ни было поджогах. С.П.Лосевской уверяет суд, что ни с Завгородним, ни с Красюком он никаких террористических актов не совершал и что Р.К.Лосевской оговаривает его, желая свалить с себя ответственность.
Допрошенные затем Завгородний, Колесников, Ткаченко, Черноусов, Кравцов, Ющенко, Шелестов и Королев тоже отрицали свою вину, объясняя обвинтельные показания свидетелей личными рассчетами, ссорами и хозяйственными взаимоотношениями.


БЕЛЫЕ ВСАДНИКИ

- Скоро придут белые всадники во главе с архангелом Михаилом и будут рубить всех не федоровцев. Белые всадники не тронут только тех, у кого будут кресты. Вскоре после этого в какой-то праздник федоровцы явились из разных сел в церковь Новой Калитвы с букетами цветов, - бумажных и живых, - при чем букеты эти были собраны под цвет царских флагов. Оказывается, они в этот день ждали появления "белых всадников".


АТОРКИН ИЗЛАГАЕТ МОНАРХИЧЕСКУЮ ПРОГРАММУ

обвинители демонстрируют вещественное доказательство - самодельный флаг с крестамиКто такой Аторкин? В прошлом - крупный кулак, владелец сотни десятин земли. Торговец. Торговлю продолжал примерно до 22-23 года. В его руках находились заготовки яиц во всем Калитвянском районе. С развертыванием кооперативной сети Аторкин сошел с рынка, и тогда-то он ушел в федоровскую организацию, в которой играл одну из решающих ролей.
В начале допроса Аторкин пытался продолжать юродство, но потом сразу изменил линию и довольно четко изложил перед судом истинную программу федоровской организации.
Перелом в показаниях Аторкина наступил так: прокурор тов. Реутский показал Аторкину найденные у федоровцев портреты Николая II. Аторкин быстро закрестился и заявил:
- Ленина не признаем - он черный. А Николая хоть и убили, но дух его вознесся на небо и оттуда он придет, чтобы продолжать управление государством. Мы каждый день, - заявил Аторкин, - ожидаем возвращения его во всей славе.
Прикрываясь непротивлением любой государственной власти, уверяя, что на земле не может быть иной власти, кроме угодной "отцу небесному", федоровцы на каждом шагу вели борьбу с мероприятиями советской власти.
- Облигации займа мы не берем потому, что брать их не разрешает отец небесный.
- А может быть,
спрашивает общественный обвинитель Лунин, вы потому не берете облигации займа, что облигации эти помогают укреплять крестьянское хозяйство, потому что облигации эти помогают перестраивать сельское хозяйство на советский, социалистический лад?
Аторкин быстро крестится, что то бормочет, а потом заявляет:
- Это вы как хотите понимайте.
Самообложение мы не платили, потому что в евангелии сказано "кесарю надо платить кесарево", т.е. что налоги надо платить только государству. Государственный налог у нас один - сельзозналог. Его мы платим. А самообложение - это не государственный налог, его нельзя понимать, как "кесарево кесарю", и мы не платим.

- А не потому ли, - спрашивает прокурор Реутский, - вы не платите самообложение, что оно способствует пере стройке деревни на новый лад, что оно способствует культурной революции в деревне?
Аторкин отвечает заученное:
- Это как хотите понимайте.
В своей повседневной работе федоровцы проводят законченную кулацкую программу. Правельнее даже сказать, - программу воинствующего кулачества.
Степан Аторкин- Отец мой небесный благославил меня урожаем, - заявляет Аторкин, - я никому не обязан отдавать этот урожай. Если ты власть и у тебя есть сила, так приходи и бери этот хлеб, если хочешь даже с моими амбарами, но сам я хлеб не отдам.
Разве это не высшее выражение кулацкой программы?
Дальше Аторкин заявил, что федоровцы, хотя и связаны с церковью, но не каждого попа признают за наставника, потому что очень многие попы "закрутили" с советской властью, отошли от православия. После - уже другой подсудимый расшифровал это заявление Аторкина, а пока что остается ясным, что федоровцы открыто монархическая организация, скрывающаяся в подполье тихоновской церкви.


И.Е.ПАРХОМЕНКО РАЗОБЛАЧИЛ САМОГО СЕБЯ

После Дмитрия Пархоменко суд приступает к допросу третьей крупной фигуры в организации - Ивана Ефимовича Пархоменко.
Пархоменко начинает свои показания с заявления, что он советскую власть признает, любит, и что советская власть признает, любит его, Ивана Ефимовича Пархоменко.
- Я все обязанновсти перед государством выполнил. Все, что следовало, уплатил государству. Против советской власти не агитировал. Все обвинения, выдвинутые против меня услышал впервые здесь, на суде.
- А почему детей не пускали в школу?
- Потому, что там не преподают слово божие.
- А почему не платили самообложение?
- По религиозным убеждениям.

Так, шаг за шагом, И.Е.Пархоменко разоблачил самого себя.


ПОДЖИГАТЕЛИ И ГЕРОИ ОБРЕЗА

Дает показания бывший комсомолец, а потом федоровский бандит Г.П. Лосевской. Он рассказывает, что в распоряжении федоровской организации и сейчас имеется еще много запрятанного оружия. В частности, оружие скрыто где-то на огороде Ивана Ефимовича Пархоменко, изображавшего на суде юродивого.
- Но откуда это оружие?
- Этого я сказать не могу. Может быть оно скрыто со времен колесниковского восстания, а может быть появилось в другое время. Я знаю только, что у всех обвиняемых, изображающих из себя сейчас святош, имеется достаточное количество запрятанного оружия.



"ОТЕЦ НЕБЕСНЫЙ" ФЕДОРОВСКОЙ СЕКТЫ

Лосевский отрицает свою причастность к организации. Для суда все эти заявления особой цены не имеют, так как поредшие за 6 дней свидетели достаточно твердо и единодушно установили истинную роль и место Лосевского в секте. Имею громаднейшее значение разоблачения самого Лосевского, сделанные к концу показания.
- А скажите, Лосевской, кто такой отец небесный?
- Он сидит здесь перед вами, на скамье подсудимых. В организации "отцом небесным" называли Дмитрия Пархоменко.
- Значит, когда здесь обвиняемые говорили, что делать то-то и то-то, или не делать того-то и того-то им велел "отец небесный", значит это приказывал Дмитрий Пархоменко?
- Да. В организации всем распоряжался Дмитрий Пархоменко. Каждое его распоряжение называлось распоряжением "отца небесного". Если федоровцы говорили, что самообложение платить не велел "отец небесный", значит Дмитрий Пархоменко воспретил платить самообложение. Если федоровцы не пускали детей в школы, заявляя, что пускать не велел "отец небесный" - значит не велел пускать Дмитрий Пархоменко.

Прокурор тов. Реутский ставит перед обвиняемым вопрос:
- Вот здесь обвиняемые заявили, что кресты они нашили по приказанию "отца небесного", что количество и расположение крестов для каждого из них указал "отец небесный" и т.д. Можно ли это понимать так, что Пархоменко указывал для каждого и количество крестов и расположение их?
- Да,
заявляет обвиняемый.
- Значит, когда обвиняемые заявляют, что о пожарах в Новой Калитве и причинах их знает "отец небесный", то это следует понимать так, что о причинах пожаров знает Дмитрий Пархоменко?
- Да,
твердо устанавливает обвиняемый.
Таким образом была разоблачена та ширмочка, за которой все время прятались главари федоровщины. Дмитрий Пархоменко имел конспиративную кличку "отец небесный". Кличка эта была как нельзя более кстати в организации, прикрывающейся вывеской религиозной секты. Митро ПархоменкоПархоменко, принимая директивы от организаций и центров, с которыми он был связан, отдавал распоряжение по федоровщине уже от имени "отца небесного".
Весьма возможно, что многие ряжовые федоровцы искренне заблуждались, принимая распоряжения, как исходящие от "отца небесного", которого веками вколачивали в сознание темных крестьян. Верхушка же секты безусловно знала, кто такой "отец небесный", и понимала, от кого исходят распоряжения срывать колхозное строительство, разваливать школы, проваливать самообложение и вообще всячески противиться мероприятиям советской власти.


ТКАЧЕВ ПЫТАЕТСЯ ОБЕЛИТЬ МИТРО

Вчера в утреннем заседании В.П.Ткачев пытался замазать убийственные показания обвиняемого Лосевского. Он толковал о том, что Митро Пархоменко не носил никакой клички, что "отцом небесным" никто его в секте не называл. Однако явная натянутость показаний, постоянные срывы, бесконечные противоречия сразу выдают намерения Ткачева хотя немного обелить федоровских "старцев" и "святых".
В прошлом Ткачев - крупный кулак. Дезертир. В 1920 году в Абросимовке вел подготовку к колесниковскому восстанию. После ликвидации восстания скрылся на юг. Жил где-то на Кубани. Есть основания полагать, что там он завязал первые сношения с контрреволюционной организацией "имяславцев". Явился с Кубани в 1924 году, как раз тогда, когда появился и Федор Рыбалкин с попом Вениамином Запоганенко и монахом Максимом Колесниковым. После первых же посещений Федора Рыбалкина, Ткачев начал собирать всех уцелевших участников восстания и формировать федоровские ячейки. В 1927 году агитировал за скупку у крестьян хлеба с тем, чтобы прятать его для "белых всадников".


КИНОСЪЕМКА ПРОЦЕССА ПРЕРВАНА

Первая группа обвиняемых заявила перед судом ходатайство о том, чтобы в течение процесса их не освещали прожекторами и не производили с них киносъемок. Они заявили, что никогда киноаппаратов не видели, и яркий свет, направляемый на них прожекторами, выводит их из состояния равновесия.


КИНОСЪЕМКА ВОЗОБНОВЛЕНА

Вчера возобновлена киносъемка суда над федоровцами. Заснята группа последних свидетелей. Во всремя возобновления киносъемки, когда были зажжены прожекторы, главари федоровщины пытались устроить очередную демонстрацию. Сидящие в двух первых рядах немедленно запахнулись свитками, а Аторкин бросился под стол защитников, крича на весь зал "Христос воскрес".


АТОРКИН ПОМЕЩЕН В ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ ЛЕЧЕБНИЦУ

Аторкин признан экспертизой параноидальной личностью, легко поддающейся влиянию, недостаточно интеллектуально развитый, могущий совершить предъявленное ему преступление. Наследственность Аторкина отягощена сумасшедствием бабки и пьянством отца. Сам Аторкин в течение 15 лет был алкоголиком. После заключения экспертов, суд остановил дело в отношениии Аторкина, а его самого поместить в одну из лечебниц для длительного исследования.


КАРТИНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

14 ноября отдельные кусочки начали складываться в целую картину деятельности федоровцев. Начало выясняться, что россошанское федоровство имело связь с украинской контрреволюционной организацией, возглавлявшейся ныне расстрелянными профессорами Вязигиным и Пресняковым, держало связь с кавказкими "имяславцами", контрреволюционной организацией, недавно представшей перед судом Северного Кавказа. И возглавлявшейся виднейшими представителями деникинского движения на юге.
Через россошанщину, в частоности через районы, густо пораженные федоровщиной, проходил с какими-то целями монах Манасий, выдававший себя то за Макария, то за Митализенина. Этот Манасий, как выяснило следствие по делу "имяславцев", играл крупную роль в установлении связи между отдельными контрреволюционными организациями, возникшими в подпольи тихоновской церкви.


СВИДЕТЕЛИ ЗАПУГАНЫ

Во время допроса свидетелей чувствовалось, что многие из них чего-то не договаривают, чего-то бояться сказать. Один из свидетелей даже проговорился, что бедняки свидетели не приехали, чтобы не навлечь на себя гнев остающихся на местах федоровцев. Яркий образец этой боязни дала суду свидетельница Анна Васильевна Босова.
Она достаточно много натерпелась от "крестоносцев". За то, что она была участницей делегатских собраний, у нее выбили все окна в избе, угрожали ей, требовали, чтобы она порвала с советом. Принуждали к связи с Лосевским. Обо всем этом говорил ряд свидетелей. А вот встала сама Анна Босова. Мнется, краснеет, теребит платок, пуганно смотрит в сторону обвиняемых и уверяет, что ничего не знает и показать ей нечего.
После Босова созналась, что она боится, что федоровщина на местах еще сильна, что говорить при них всю правду страшно.
- А почему же страшно?
- Они все могут сделать. По миру пустить. Искалечить.

учащиеся техникумов требуют расстрела
Вчера закончились речи защитников Ляпина, Вулфовича и Синайской. Защитники, признавая доказанной контрреволюционную деятельность федоровцев оспаривают только связь между федоровцами и второй группой обвиняемых - террористической, которую защита рассматривает как деревенских хулиганов, ничем между собой не связанных.

трудящиеся требуют расстрела федоровцев

речи общественных обвинителей

16 контрреволюционеров расстреляны



суд
луковицы